Елеосвящение

080d8227c912a750ea535cd353c74aa2Соборование – это Таинство, в котором при помазании тела елеем на больного призывается благодать Божия, которая исцеляет немощи духовные и телесные. Таинство называется соборованием, потому что его в идеале должен совершать «собор» из семи священников.

История Таинства восходит к апостолам, которые, получив от Иисуса Христа власть «исцелять болезни», «многих больных мазали маслом и исцеляли» (Мк. 6:13).

Во время совершения таинства читают семь текстов из Апостольских посланий и семь – из Евангелия. После каждого чтения священник совершает помазание чела, щек, груди и рук тяжелобольного освященным маслом – елеем. По окончании последнего чтения Священного Писания он возлагает раскрытое Евангелие на голову соборуемого и молится о прощении ему грехов.

Елеосвящение требует от человека веры и покаяния. Исцеление — это свободный дар Всеблагого любящего Бога, а не неизбежный результат каких-то внешних действий. Поэтому Таинство Елеосвящения не является магическим ритуалом, результатом которого будет непременное физическое исцеление.

Апостол Иаков пишет: «Болен ли кто из вас, пусть призовет пресвитеров Церкви, и пусть помолятся над ним, помазав его елеем во имя Господне. Молитва веры исцелит болящего, и восставит его Господь; и если он соделал грехи, простятся ему» (Иак. 5: 14–15). Из этих слов легко заключить, что это таинство подается больному. При этом речь идет о тяжело болящем, которого апостол называет страждущим. По идее соборование необходимо в первую очередь для тяжело больных, прикованных к постели людей. Однако нередко слышишь как люди рассуждают, говоря, что «все мы больные», или «обязательно нужно собороваться раз в год в великий пост», и в итоге на соборование приходят люди, которые не то что не имеют острой нужды в этом Таинстве, но вообще понимания его, порой даже приводят своих маленьких детей и внуков. Чуть выше апостол Иаков пивет: «Злостраждет ли кто из вас, пусть молится. Весел ли кто, пусть поет псалмы»
(Иак. 5:13) («Злостраждет» — смертельно тоскует, страдает от зла). Т.е. Таинство Соборования (Елеосвящения) — установлено конкретно для лечения физических недугов, суть причина которых — наши грехи. Есть ошибочное мнение, что в этом Таинство прощаются забытые или не упомянутые на исповеди грехи. Для прощения грехов есть Исповедь и покаяние, которые в идеале должны предшествовать Соборованию, а на самом Соборовании больной молится о том, чтобы Господь простил ему его раскаянные грехи и те грехи, которые он и рад бы вспомнить, но по нерадению своему забыл. Наши скорби, которые мы переносим НЕ за Христа и веру — следствие того, что в своей жизни мы позволили (сознательно или не очень) действовать дьяволу, а про это Господь сказал: «Сей род изгоняется только молитвою и постом» (Мф. 17, 14-23).

Прощение забытых грехов.

Таинство Елеосвящения чаще называют Соборованием (поскольку оно обычно совершается несколькими священниками, то есть соборно). В чем же его суть? Во-первых, молитвы этого таинства могут исцелить болящего, если на то будет Божия воля. Во-вторых, что не менее важно, в таинстве Соборования человек получает прощение грехов.

Но каких грехов? Не тех, которые необходимо исповедовать в таинстве Покаяния, которые мы сознаём и пытаемся преодолевать. Но у каждого из нас есть множество грехов, которые проходят мимо нашего сознания, в силу нашей духовной расслабленности, грубости чувств. Либо мы, согрешив, тут же забываем это, либо вообще не считаем за грех, не замечаем. Однако неосознанные грехи – это все равно грехи, они отягощают душу, и от них необходимо очиститься – что и происходит в таинстве Елеосвящения. Кроме того, если говорить о тяжелобольных людях – бывает так, что в силу своего общего болезненного состояния они просто не могут заметить в себе те грехи, в которых они в ином случае обязательно покаялись бы на исповеди. Так вот, если мы приносим искреннее покаяние – то в таинстве Соборования получаем прощение таких неупомянутых (помимо нашей воли) на исповеди грехов.

Что же касается телесного выздоровления – оно может произойти, об этом мы молимся при совершении таинства, и такие чудесные исцеления действительно нередко происходят после Соборования. Однако нельзя рассчитывать на это, нельзя воспринимать таинство как некую магическую процедуру, гарантирующую исцеление от всех болезней.

 

Перейти к верхней панели