Таинство примирения

2146579Среди многих людей устоялось неправильное понимание этого Таинства: к нему относятся как проходному билету к величайшему Таинству Причащения. Нередко человек подходя к исповедаующему священнику говорит: «Хочу причаститься — по-исповедуйте меня». С одной стороны конечно здесь есть хорошее начинание — данный человек понимает, что прежде чем причащаться, необходимо исповедовать свои грехи, т.е. очистить свою душу «от скверны». Но, на деле это становится техническим моментом. Нельзя однозначно сказать, что в таком отношении к Таинству виноваты прихожане. Доля вины лежит и на том, кто призван научать паству — священнике (мы сейчас не обвиняем священника в невежестве). Просто порой процесс изложения и восприятия не всегда проходит на одной волне: когда из всего сказанного на проповедях о данном таинстве люди уясняют для себя «главное» — перед Причащением нужно исповедоваться. Или, например, человек приходит в храм, на исповедь не идет (потому что не знает еще), во время причащения подходит к чаше и когда выясняется, что он не был на исповеди, ему говорят, что перед причастием нужно исповедоваться. Об этом и говорит традиция Русской Православной Церкви, что без исповеди причащаться не надлежит. И снова «но»… На каждой проповеди нельзя разъяснять что такое Исповедь. Есть такое понятие как «самообразование». Когда мы приобретаем, к примеру, технику, к ней всегда прилагается инструкция, и на упаковке часто пишут — прежде чем начать пользоваться, необходимо прочитать инструкцию. Или к примеру на лекарственных препаратах пишут о том, что перед использованием лучше проконсультироваться со специалистом/врачем. Что касается церковных Таинств — инструкции тоже имеются, в виде книг, книжечек, брошюр, имеющихся практически во всех церковных лавках, которые рассказывают о том, что такое Исповедь, как нужно к ней готовиться, как ее необходимо строить и т.д. Также имеются и консультанты — священники, к которому всегда можно обратиться для разъяснения Православных Таинств.

Таинство исповеди, таинство покаяния, таинство примирения — именования одного Таинства, необходимого для разрушения преград между человеком и Богом, которые человек возводит сам своими грехами. Исповедь — это не отчет о проделанной «работе». И не правильно придти и просто говорить, что вот «я сделал то и это, но мол так получилось», «я грешен», «все мы грешны», «у меня повседневные грехи» и т.п.«Значение покаяния, — говорит архиепископ Иоанн Шаховской, — не в признании себя грешником – это было бы слишком просто, а в изменении образа жизни, приводящего ко греху». С греческого Покаяние — μετάνοια (метанойя) означает «перемена ума», «перемена мыслей». Покаяние начинается с изменения человеческого ума, отвращающегося от греха и желающего соединиться с Богом. Это целый процесс. Исповедь в храме — это лишь звено. Покаяние начинается с признания в самом себе вины в содеянном, анализ, изложение Богу при свидетельстве священника (человек исповедуется перед Богом, священник лишь свидетель («что свяжешь, то будет связано, что разрешишь, то будет разрешено (Иоан. 20,21)), и далее продолжается процесс «перемены ума», стремление к тому, чтобы не повторять прежних грехов, ограждать себя от новых, делать как можно больше добрых дел «во славу Божию».

Как00000 «технически» готовиться к исповеди ? Если Исповедь — это редкое явление или вообще небывалое в жизни, и вспомнить и воспроизвести свои грехи стоя в храме рядом со священником порой очень трудно, то есть, как вариант, к примеру, такой совет: накануне исповеди или лучше за несколько дней уединиться где-нибудь, взять листочек с ручкой и вспоминая, анализируя, записывать туда свои грехи; этот листочек потом использовать только как шпаргалку. Но этот вариант только на первый раз, потом необходимо приучать себя к тому, чтобы внимательней следить за собой, чтобы исповедь стала регулярной, но не машинальной. Необходимо научиться понимать, что на исповеди мы стоим перед Богом, как провинившийся ребенок, искренне сожалеющий и раскаивающийся, перед любимым Отцом, который любит тебя и желает, чтобы ты признаваясь в содеянном, исправлялся.

Идеал — это, то к чему стремиться человек. Христианин стремиться к святости. Но что такое святость ? Кто такой святой ? Святой — это не тот кто не грешил, поскольку всякая человеческая плоть подвержена греху, но это, тот, кто, признав себя признав себя грешным, прилагал все возможные усилия (а человеческие возможности безграничны) для борьбы со своими страстями, и даже уже поборов их (как к примеру Мария Египетская), все равно считал себя грешником.

«Всякая исповедь должна стать, с одной стороны, оглядкой на прошлое, и с другой стороны, программой на будущий подвиг, на борьбу, на победу над собой во имя Божие и во имя ближнего.
Исповедь – это примирение. Мы говорим: «Господи, я пришёл открыться перед Тобой, сказать Тебе о всём тёмном, нечистом, мрачном, порочном, что во мне есть; и я Тебя прошу меня исцелить». Величина греха измеряется не какими-то объективными мерками, а той любовью, которая у нас есть или которой нет».
митрополит Сурожский Антоний

Перейти к верхней панели